email: zakaz2@ro.ru

Словарь дизайнерских терминов (Р - Ю)

РАСТВОРИТЕЛИ - в технике и технологии живописи: жидкие вещества и составы, которые художник примешивает к краске в ходе работы, чтобы придать нужные свойства красочному слою. В акварельной живописи для этой цели служит вода; в темперной - разбавленная водою эмульсия; в масляной - масло, лак, скипидар, пинен, керосин и т.д. В зависимости от растворителя масляная живопись по нормальному грунту может быть матовой или блестящей, прозрачной или плотной, скоро высыхающей или медленно сохнущей и т.д.

РАКУРС (франц. Raccourcir - укорачивать, сокращать). Перспективное сокращение формы предмета, приводящее к изменению его привычных очертаний. Ракурс называют обычно резко выраженные сокращения, возникающие при наблюдении предмета сверху или снизу, особенно вблизи.

РЕГЕНЕРАЦИЯ (от лат. Regeneratio - возрождение, возобновление). Реставрационный термин, означающий возобновление потускневшего, потерявшего прозрачность лакового слоя в живописи посредством воздействия на него парами спирта. Регенерация широко применяется в музейно-реставрационной практике.

РЕПЛИКА (франц. replique). В области изобразительного искусства: авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами. Как и повторение, реплика может видоизменять второстепенные детали оригинала. Ср. Дублет, Повторение, Вариант.

РЕЗЬБА. На куске дерева, камня или особенной кости некоторых животных мастер может вырезать рисунок. Делается это специальными инструментами, похожими на нож и называется резьбой. Искусство резьбы появилось очень давно. На Руси и в других местах, богатых лесом, в домах всегда было много поленьев, щепок, остатков корней деревьев. Металла тогда было очень мало, и многие нужные вещи для хозяйства вырезали из дерева - ложки, бочонки, рукоятки для рабочего инструмента. Кто-то вырезал такие вещи просто и без затей, а некоторые умельцы старались, чтобы предметы были красивые. Такие умельцы совершенствовали своё мастерство и учили резьбе своих детей. Чудесной резьбой покрывали мастера мебель: спинки стульев и кроватей, крышки сундуков. Украшали деревянными узорами дома. Делали затейливые игрушки для детей. На севере мало растительности, но и там жили раньше и есть и сейчас художники-резчики. Чукотские мастера искусно вырезают небольшие фигурки из моржовой или мамонтовой кости. Индия славится своими художниками-резчиками из слоновой кости. Японцы изготавливают маленькие скульптуры - нецке из камня. Уральских мастеров - резчиков по камню описал в своих сказках Павел Бажов. Резьба относится к декоративно-прикладному искусству.

РЕСТАВРАЦИЯ (лат. Restauratio - восстановление). В области изобразительного искусства: восстановление поврежденных или ветшающих художественных произведений научным методом, с целью возобновить их с максимальной точностью и сделать более долговечными. Реставрация живописи, например, включает в себя смену лакового слоя, расчистку от неавторских записей, укрепление красочного слоя (см.), заделку прорывов, дублирование, перевод (см.) на новую основу и пр. Незначительные утраты красочного слоя принято возобновлять пропиской в границах утраченного (в масляной живописи - инородным красочным материалом с последующей лакировкой). Иногда реставрацией называют также реконструкцию частично сохранившихся художественных произведений.

РЕФЛЕКС - (от лат. Reflexus - отражение). В изобразительном искусстве: один из основных элементов светописи, связанный с эффектом освещения отраженным светом. Единичный эффект отраженного света, падающего на предмет или какую-либо его часть (преимущественно, затененную) от соседних с ним освещенных предметов, от неба и пр., также называется рефлексом. Термин применим как к самой натуре, так и к ее изображению.

РИСУНОК - разновидность художественной графики, основанная на технических средствах и возможностях рисования. В отличие от живописи, рисунок исполняется твердым красящим веществом (карандаш, сангина, уголь и пр.) или пером, кистью с использованием туши, акварели. Выразительными средствами рисунка являются, как правило, штрих, пятно, линия. Такой рисунок может быть как беглой зарисовкой с натуры, так и завершенной графической композицией, включая в оригинале иллюстрацию, карикатуру, плакат. Рисунок - один из самых древних видов изобразительного искусства. В древние времена, когда ещё не было письменности, наши предки с помощью рисунка передавали свое отношение к окружающему миру. До сих пор археологи находят в пещерах, где жили когда-то первобытные люди, изображения животных. Наши древние предки рисовали на скалах углём, кусками охры, выцарапывали рисунки острыми камнями. В наше время искусство рисунка не осталось забытым. Все художники, прежде чем создавать картину или скульптуру, делают карандашом рисунок будущего произведения. Это называется «Эскиз». Но рисунок используется не только, как помощь художнику в работе. Рисунок бывает и произведением искусства. Рисунки создаются разными карандашами, углём, сангиной и тушью. Оттенки в рисунке делают с помощью штриховки. Редкие и слабые штрихи дают светлый, прозрачный фон, а частые и сильные - тёмный.

РИСОВАТЬ - изображать чертами подобие чего-либо, на бумаге, на стене и пр.

РОКОКО (франц. rococo). Стилистическое направление, развивавшееся в XVIII веке, главным образом, во Франции в период регентства и правления Людовика XV. Рококо возникло как стиль по преимуществу декоративный, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Игривость, легкая развлекательность, прихотливое изящество - черты, свойственные рококо, особенно сказались в орнаментально-декоративной трактовке архитектуры и прикладных искусств. Орнаментика из причудливо переплетающихся гирлянд, раковин, цветов, завитков, манерно изогнутые линии маскируют конструкцию зданий, сообщают утвари и мебели изысканно-хрупкие формы, не вяжущиеся с их прямым назначением. В живописи рококо культивируются фривольно трактованные мифологические мотивы, преобладает тематика «галантных» сцен и пасторалей: типичны произведения Ф. Буше и Н. Ланкре. Поздней разновидностью стиля рококо является рокайль (от франц. rocaille - украшение из раковин).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

САРКОФАГ (греч. букв. «пожиратели мяса»). Первоначально - название породы известняка, который будто бы быстро уничтожал тела мертвецов и потому употреблялся для изготовления гробов. Отсюда переносное значение - гроб, небольшая гробница. Обычно саркофаг имеет архитектурное оформление либо украшается скульптурой, росписью. Большое художественное и историческое значение имеют древнеегипетские саркофаги. Для мумий фараонов и знати обычно делали несколько саркофагов. Внутренние - мумиеобразные - выполняли из дерева, золота, серебра. Внешние - иногда из камня. На саркофагах писались молитвы и магические заклинания и изображали божества, мифологические и ритуальные сцены.

СЕРТИФИКАТ МАРКИ (certification mark) - знак, гарантирующий происхождение и качество товара, а также его юридическую защиту.

СИМВОЛ (греч. - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

СИМВОЛ (пришел в латинский из древнегреческого sumbolon, который, в свою очередь, восходит к более древней форме sumballein. буквально переводимой как «бросать вместе») - первоначально это слово обозначало часть предмета, например, разломленное пополам кольцо, две половинки которого при встрече могли идентифицировать соединение целого. В настоящеее время слово «символ» имеет два значения: первое - это изображение, которое как бы выступает от имени какого-то предмета, который может иметь совершенно иную форму (к примеру, треугольник может быть символом предмета, который не имеет ничего треугольного), или же абстрактное понятие (например, изображение совы является символом мудрости). Вторым значением слова «символ» является письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс.

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.

СИЕНА - см. Краски минеральные.

СИЛУЭТ. В 17 веке при французском короле Людовике ХY министром финансов был Этьен де Силуэт. Про него рассказывали много смешных историй. Однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно - как тень. С тех пор такой способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра. В силуэте фигуры людей и предметов рисуются сплошным чёрным пятном. В таком рисунке невозможно показать черты лица человека или какие-нибудь детали предметов, поэтому очертания предметов должны быть очень выразительными. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезывать ножницами из бумаги.

СКАНЬ - сканое дело - распространенное в Древней Руси наименование филиграни.

СКЛАДЕНЬ - в древнерусском искусстве: икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с изображением на каждой из них или же на одной центральной (самой крупной). Обычны были трехчастные складни, в которых средняя часть прикрывается двумя боковыми створками.

СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ - мелкая пластика, изготовляемая художественной промышленностью и народно-художественными промыслами из фарфора, фаянса, металла, кости, камня, стекла или пластмассы. Сюда входят жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, всевозможные виды игрушек - начиная с народных, деревянных и глиняных изделий, кончая заводской продукцией и пр. Значительной известностью пользуется чугунное литье Каслинского завода на Урале, а из народных промыслов - деревянная резная игрушка села Богородского Московской области, расписная глиняная игрушка села Дымково Кировской области, костяные изделия мастеров Севера, изделия уральских камнерезов.

СКУЛЬПТУРА. Искусство скульптуры появилось тысячи лет назад. Самые древние произведения скульптуры сделаны мастерами Египта, Греции и Индии. Это статуи богов, которым поклонялись древние люди. Слово скульптура произошло от латинского «sculpere», что значит «высекать». Скульпторы в своей работе используют различные материалы: лепят из глины, высекают из камня или мрамора, вырезают из дерева. Часто скульптуры отливают из металла - чугуна или бронзы. Чтобы изготовить такую статую или памятник, сначала делают заготовку (модель) из гипса, а затем отливают из металла. Изображение на картине мы всегда видим в одном и том же положении. Скульптуру же можно рассматривать с со всех сторон.

СТИЛЬ , общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра (напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле (творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них общность художественно-образных принципов, средств, приемов (таковы, напр., в пластическом и др. искусствах романский стиль, готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм ). Особенности литературного стиля ярко проявляются в речи художественной.

СТРУКТУРА ж. лат. устройство, строенье, состав, строй, склад.

СУПРЕМАТИЗМ , стиль положенный К. С. Малевичем в основу своих художественных экспериментов 1910-х гг., К. С. Малевич считал его высшей точкой развития искусства (отсюда название, производное от лат. supremus, «высший, последний»), которому свойственны геометрические абстракции из простейших фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Оказал большое влияние на конструктивизм, производственное искусство. Сам Малевич и его ученики (Н. М. Суетин, И. Г. Чашник и др.) неоднократно переводили супрематическую стилистику в архитектурные проекты, дизайн предметов быта (в особенности художественного фарфора), оформление выставок.

СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. - сверхреализм), направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги ) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

ТЕМПЕРА - это краски. Но кроме этого темперой называют и картины, написанные ими. Темпера бывает трёх видов, которые отличаются друг от друга способом изготовления. Темпера, сделанная из гуммиарабики, похожа на гуашь, ею пишут на бумаге. Другой вид темперы похож на масляные краски, ею пишут на холсте. Третий вид темперы изготавливают с яичными желтками и используют для росписи стен. Темперные краски яркие. При высыхании они светлеют. Темперу часто использовали художники Италии в ХIII - XIY веках для росписи стен соборов. Прекрасные фрески итальянских мастеров можно увидеть и сейчас в древних итальянских соборах.

ТЕРРАКОТА (итал. Terrakotta - букв. «обожженная глина»). В декоративно-прикладном искусстве: неглазурованные изделия из обожженной цветной (желтой или красной) глины пористого строения. Терракота может быть окрашена холодным способом (т.е. без обжига) как, например, античные статуэтки из Танагры или русские вятские игрушки. В истории искусства терракота представлена в основном статуэтками, вазами и деталями архитектурной декорации. В широком и неточном значении терракотой часто называют любые изделия из обожженной глины безотносительно к деталям технологии или художественным особенностям.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА - отрасль науки, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Техническая эстетика изучает общественную природу дизайна и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

ТОВАРНЫЙ ЗНАК - обозначает, что выпуск товаров или предоставление услуг осуществляется фирмой, имеющей этот знак. В отличие от фирменного знака фабричное клеймо или фабричная марка ставятся только на один отдельный вид выпускаемой продукции.Обычно фирменный знак, который в наши дни часто называют «лого корпорации» (от слова «логограмма»), представляет собой название компании, инициалы, монограмму или графическое изображение.

ТОНДО (итал. tondo). Станковое живописное произведение круглой формы, а также скульптурный рельеф в виде круга. Как правило, термин тондо употребляется в связи с искусством итальянского Возрождения.

ТОНИРОВКА - в технологии изобразительного искусства: 1) подцветка поверхности художественного произведения (или его материалов) со специальной целью. В скульптуре чаще всего тонируют гипсовые слепки - нередко ради подражания другому материалу. Наименование патинировки носит тонировка бронзовой отливки под старую бронзу химическими средствами. 2) в реставрации масляной живописи: тонирование подведенного реставрационного грунта в местах утрат красочного слоя.

ТОРГОВАЯ МАРКА (в узком смысле) - любой знак, отметка, символ, имя, слово, которые используются производителями для обозначения своей продукции. Однако понятие «Торговая марка» (в широком смысле) состоит из множества факторов. Это и история образования фирмы, и авторитет руководителей, и взаимоотношения с персоналом, и качество продукта, который производится, и точное позиционирование его на рынке, которое позволяет вести правильную рекламную компанию. Следует рассмотреть подробнее последовательность проектирования «Торговой марки», приводящей к эффективным результатам. Торговая марка (trademark), (brand) - текстовые или графические символы, обозначающие товар или группу товаров одного товаропроизводителя.

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ - изменение написания букв при переводе слов с одного языка на другой. Например, кирилличное написание буквы «п» соответствует латинскому варианту «р». Часто вынужденная транслитерация приводит к визуальной неузнаваемости слов. Например, слово BOSСH (нем.) и его соответствие БОШ отличаются количеством букв и их начертанием.

ТУШЬ - это чёрная или цветная краска. Черную тушь изготавливают смешивая сажу, клей, воду и другие вещества. Существует жидкая и сухая тушь в виде плиток и палочек. Тушью пишут плакатными перьями в оформительских работах, используют в черчении. Тушь в своей работе используют художники-графики. Красивые разнообразные оттенки от интенсивного черного до серебристо-серого цвета получают, если разбавляют тушь водой и рисуют кистью. Кроме того тушью рисуют, используя перья. Пером работают также как и карандашом - заштриховывая поверхность. Несколько усложняет работу быстрое засыхание туши и образование черного сгустка на пере, которое все время надо промывать и вытирать тряпочкой. Справа вы видите два рисунка тушью. Верхний выполнен тушью и пером. Нижний - кистью.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

УМБРА см. Краски минеральные.

ФАКТУРА (от лат factura - деление). В живописи и скульптуре: материальные, осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности. Фактурные различия определяются, прежде всего, особенностями самой натуры: в живописи, например, прозрачные, глубокие тени обычно передаются тонким и ровным красочным слоем в противоположность густому, рельефному письму ярко освещенных мест и бликов. В скульптуре лицо человека, по сравнению с его одеждой или волосами, исполняется более гладко и т.д. Свойства фактуры зависят также от технических возможностей материала, от характера задания (набросок, например, никогда не пишут как картину); от масштабов изображения, от индивидуальных особенностей художника.

ФАРФОР (новогреч. pharphuri). В декоративно-прикладном искусстве: посуда, статуэтки и другие художественные изделия из белой обожженной глины. Состав фарфора - каолин (глина), полевой шпат, кварц и мел, придающие фарфоровому черепку плотность, белый цвет и просвечиваемость в тонком слое. Обычно фарфор покрывается прозрачной глазурью; исключение составляет бисквит. Китайский фарфор - самый древний, изобретен в VII-VIII вв. н.э. В Западной Европе полноценный фарфор был получен лишь в 1709 г. Его состав и технология (засекреченные европейскими странами) были заново открыты в России Д.И. Виноградовым, который и положил начало русскому фарфоровому производству в 40-х гг. XVIII века.

ФАС. Слово «фас» происходит от французского слова «face» - лицо. Если портрет написан так, что мы видим лицо человека полностью, и его глаза как бы смотрят в глаза зрителя, то говорят, что портрет написан в фас. Изображение в фас есть не только в живописи, но и в скульптуре. Справа - написанный в фас автопортрет русского художника Карла Брюллова.

ФАЯНС (франц. Faiance, по имени итал. города Faenza). В декоративном искусстве: изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, мелкопористого строения, покрытые прозрачной глазурью. По внешнему виду фаянсовые изделия высокого качества весьма напоминают фарфор, отличаясь от него, кроме наличия пористости, отсутствием просвечивания и меньшим удельным весом. Область применения фаянса широка, она включает в себя, наряду с мелкой пластикой и посудой, и весьма крупные изделия (например, декоративные настенные панно). В Европе фаянс появился в середине XVIII века и быстро вытеснил существовавшую до него хрупкую и тяжелую майолику. Изделия из материалов невысокого качества, составляющие переход к гончарным изделиям, называются полуфаянсом (см. Керамика).

ФЕТИШ (португ., «feitico» - амулет ) - этим словом первые голландские исследователи Гвинеи называли амулеты местных жителей. Считалось, что их амулеты имеют магическую силу. «Каждый человек имел свой маленький фетиш. Его еще называли талисманом. В некоторых случаях это была монета, игральная карта или медальон, потом даже медаль, хотя большинство из них носили с собой маленькие деревянные куклы». Е. М. Робертс, «Летящий истребитель»(1918).

ФИКСАЦИЯ (от франц. Fixer - закреплять). См. Закрепление.

ФИЛИГРАНЬ (от франц. Filigrane, от итал. - filigrana). Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, преимущественно изогнутых в виде завитков, скрепленных спайкой в одной плоскости и образующих сложный кружевной узор (сквозной или на гладком фоне). Нити филиграни обычно слегка расплющивались. Филигрань изготавливается из золота, серебра, меди и чаще всего образует стилизованный орнамент, узоры которого иногда расцвечиваются эмалями. Филигранью также называется техника изготовления филигранных изделий. Филигрань известна с глубокой древности (Древний Египет, греческая античность). В России применялась с X-XI веков.

ФИНИФТЬ (от лат. Fingitis - твердый, блестящий камень). Принятое в древнерусском ювелирном деле обозначение эмали (см.). В широко распространенных финифтяных изделиях XVII века эмалью заполнялись узоры, выложенные из сканых нитей см. скань. Особенно высокого качества достигли так называемые Усольские изделия XVII века и Ростовские - XVIII в. Выдающееся собрание финифти хранится в Гос. Оружейной палате (Москва). Техника изготовления и специальный материал соответствующих эмалевых изделий также называются финифтью.

ФИРМЕННЫЙ ЗНАК - обозначает, что выпуск товаров или предоставление услуг осуществляется фирмой, имеющей этот знак. В отличие от фирменного знака фабричное клеймо или фабричная марка ставятся только на один отдельный вид выпускаемой продукции.Обычно фирменный знак, который в наши дни часто называют «лого корпорации» (от слова «логограмма»), представляет собой название компании, инициалы, монограмму или графическое изображение.

ФЛЕЙЦ (от нем. Floz - слой, пласт). В живописи: кисть из мягкого волоса, с тупым концом, предназначающаяся для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок. В настоящее время в процессе живописи флейц почти не употребляется. В реставрации: флейц используется для покрытия картины лаком.

ФЛИГЕЛЬ - (нем. flugel - крыло) - боковая пристройка к дому; небольшой отдельный дом во дворе большого здания.

ФЛОРИСТИКА - искусство составления букетов, украшение цветами и растениями своей жизни человеком, одно из древнейших искусств. В каждой стране есть своя история, свои традиции, свои вкусы и опыт жизни, наконец свои растения, поэтому искусство аранжировки, составления композиций из цветов и растений может сильно отличаться, но везде оно является прекрасным средством для создания более красивой и приятной жизни. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному, но не всегда оно получает развитие. Не каждый может стать художником или скульптором, но каждый может научиться понимать красоту, которая преображает душу человека, делает её более доброй, отзывчивой, творческой.

ФРЕЙЛИНСКИЙ ШИФР - так назывался золотой с бриллиантами вензель императрицы на банте. Фрейлины носили его на левой стороне груди.

ФРЕСКА - это слово произошло от итальянского «fresco», что значит свежий, сырой. Фреска - это техника живописи красками, по свежей, сырой штукатурке. Краски при этом разводят чистой или известковой водой. Фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Искусство фрески очень древнее. Оно было известно в Древней Руси, Византии, Древнем Риме. Художники создавали фрески на стенах храмов и церквей. Это были изображения святых, сцены из их жизни.

ФРОНТОН - (фр. fronton) - в архитектуре - завершение фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена по бокам скатами крыши, а у основания - карнизом.

ФОН (франц. Fond - букв. «дно», «глубинная часть»). Любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в нее «выступающей» (в особенности первопланной) детали. Неизобразительный фон (обычно в портрете) называется нейтральным. Действие в картине происходит либо в помещении, либо среди природы, либо на городской улице. Это и называется в изобразительном искусстве - фоном. Часто можно услышать о картинах такое - «Алёнушка изображена на фоне леса» , или «Портрет на фоне морского берега», или «натюрморт на фоне открытого окна». Фон важен художнику для того, чтобы показать место где происходит действие, показать связь героев картины с этим местом. Фон помогает почувствовать настроение картины. Фон может быть и совершенно гладким. Особенно часто на гладком фоне пишут портреты. Но даже и в этом случае художник выбирает такой цвет фона, который бы соответствовал образу человека, чей портрет он пишет.

ФОНД, фондохранилища, запасник - в музеях: место хранения неиспользуемых в данное время экспонатов: живописи, рисунков, гравюр, скульптур и предметов прикладного искусства. Фонды подразделяются по видам коллекций. В каждом из них экспонаты находятся в требуемых для их хранения температурно-влажностных условиях.

ФРЯЗЬ, фряжское письмо - древнерусское наименование отклонений иконописной практики от условных, канонических приемов изображения в сторону большой внешней правдивости. Термин часто указывает на изучение европейских образцов («фряжский» значит «иноземный») и обычно употребляется в связи с живописью второй половины XVII века.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

ХОЛСТ, полотно - в живописи: основа (см.) из какой-либо ткани, преимущественно в загрунтованном виде. Иногда холстом называют и самую ткань (льняную, пеньковую, джутовую и т.д.), если она предназначается для живописи. Термин «полотно», взятый в его переносном значении, указывает на произведение живописи в целом. Холстом в живописи называют грубую льняную или хлопчатобумажную ткань, на которой, после специальной обработки, пишут масляными красками. Сначала холст натягивают на подрамник и прибивают гвоздями. Затем холст грунтуют смесью мела и клея. Это делается потому, что неподготовленный, обычный холст впитывает в себя краски и после высыхания краски становятся блеклыми и темнеют. Очень часто слова «полотно» и «холст» используют вместо слова «картина». Когда так говорят, имеют в виду картины, написанные масляными красками на холсте.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

ЦИФРА (араб., «цифр» - полый, свободный) - сначала этим словом именовался символ, который у арабов и индусов использовался для обозначения нуля, сам по себе он ничего не значил, но, будучи приставленным сбоку, увеличивал значение в десять раз. Возможно, это было величайшим изобретением человеческой цивилизации после колеса и алфавита. Ноль был изобретен примерно в 600 году до н. э. индусскими математиками; в Европе он был введен итальянским математиком Леонардо Фибоначчи в 1202 году. К середине 16 века слово «цифра» распространилось на все арабские знаки, использовавшиеся для представления чисел. От «цифры» произошло слово «шифр», которое обозначает кодовую систему, делающую доступным написанное только тем, кто имеет ключ. Такое обозначение возникло потому, что часто в качестве шифра использовались столбцы цифр.

ЦОКОЛЬ - (ит. zokkolo) - 1) в архитектуре - основание стены или столба, обычно утолщающееся книзу и профилированное.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

ЭКСПОЗИЦИЯ (лат. Expositio - изложение, объяснение). В отношении к изобразительному искусству: принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.

ЭКСПОНАТ (лат. Exponatus - выставленный). В области изобразительного искусства: художественное произведение, выставленное для обозрения на выставке или в музее.

ЭМАЛЬ (франц. email) или древнерусская финифть (см.) - принятое в ювелирном искусстве обозначение легкоплавкого стекла, образующего тонкую, прозрачную или непрозрачную, бесцветную или цветную пленку на поверхности украшаемого изделия или драгоценного, или простого металла. Основой ювелирной эмали служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет (например, окись кобальта - синий, окись меди - зеленый и т.д.) Просвечиваемость (прозрачность) эмали зависит от наличия в ее составе большего или меньшего количества свинца, а непрозрачность - от %-го соотношения в ее составе олова. Существует около 10 разновидностей или способов украшения эмали различных ювелирных изделий из золота, серебра, меди и других металлов. Как правило, все изделия, украшенные эмалью, проходят неоднократный обжиг при температуре от 700С до 1000С, в результате чего эмаль приплавляется к металлической поверхности предмета.

ЭМБЛЕМА (лат., «emblema» - мозаичная работа; произошло от греч. «эмбаллейн» - бросать внутрь) - в Глоссографии (1656) Блаунта определяется как «произведение искусства, вырезанное на дереве или другом материале, какое мы можем видеть на столах или шахматных досках; обычно используется для выражения морального принципа и состоит из изображения и надписи». Примерно 14-ю годами раньше Томас Фуллер писал в «Книге истины святых и обыкновенных»: «Мне нравится эта Эмблема Благотворительности... обнаженный мальчик дает мед бескрылой Пчеле». Сейчас под эмблемой понимается символическое изображение какого-либо понятия или идеи: например, якорь является символом надежды; «семисвечник» - иудаизма; голубь - символом мира. В геральдике эмблема определенным образом характеризует ее владельца; в религиозном искусстве предметы-символы окружают изображения святых. В спортивной символике - это «большой герб» клуба или команды (например, сборной страны). ЭПИГРАФ - надпись, помещаемая обычно на монументе, строении, статуе, надгробии и т. д. Отсюда «эпиграфия» - изучение надписей, вырезанных на твердых поверхностях.

ЭПАТАЖ - вызывающее поведение, скандальная выходка.

ЭПИГОНСТВО - подражательная, лишённая творческой оригинальности деятельность в любой интеллектуальной сфере.

ЭРГОНОМИКА (Human Factors). Эргономика (от греч. ergon работа и nomos закон) - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком.

ЭСКИЗ (франц. Esquisse - набросок). В изобразительном искусстве: художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском более крупной работы и воплощающее ее замысел основными композиционными средствами. Исполнению значительной картины или скульптуры обычно предшествует целая серия эскизов, в которых художник ищет или разрабатывает удовлетворяющую его структуру целого. Размеры и техника эскиза очень многообразны - он может быть как беглой зарисовкой карандашом, так и разработанной композицией «в материале». Всякий полноценный эскиз должен давать представление об основном идейно-образном содержании задуманной художником крупной работы. Прежде чем приступить к работе над картиной, скульптурой или декорациям к спектаклю, художник делает рисунок будущего произведения. Такой рисунок называется эскиз. В эскизе определяется, как будут расположены действующие лица или предметы в произведении, как они будут выглядеть. Если речь идёт о картине, то в эскизе художник может определить цветовую палитру будущей картины. Эскиз очень помогает в работе художнику. В нём художник выражает свои мысли и фантазии о своём будущем произведении. Многие эскизы великих мастеров сами по себе являются произведениями изобразительного искусства.

ЭТЮД (франц. Etude - изучение). В изобразительном искусстве: произведение вспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целиком с натуры ради тщательного ее изучения. Посредством этюда художник разрабатывает детали задуманной картины или скульптурной композиции, разрешает возникающие в его работе специальные вопросы художественной практики, совершенствует свое профессиональное мастерство. В реалистическом искусстве прошлого, вплоть до последней четверти XIX века, этюд неизменно сохранял свою вспомогательную роль. С живописью импрессионистов появилась ложная переоценка этюда, в результате которой он подменил собой картину. Русский художник Александр Иванов писал своё известное полотно «Явление Христа народу» свыше двадцати лет. Он сделал несколько эскизов и очень много этюдов красками к своей картине. Эскиз - это тоже предварительный рисунок к картине, но сделанный не обязательно с натуры. Этюды к картине Александра Иванова выставлены в Третьяковской галерее так же как и сама картина. Они являются произведениями изобразительного искусства.

ЭСТАМП - оттиск с гравировальной доски. Это тоже, что и гравюра на дереве, металле, линолеуме или камне. Эстампы бывают чёрно-белыми и цветными. Доску с выгравированным рисунком делает художник. Затем он делает с неё рисунки-гравюры. И Эстампы в виде гравюр на дереве появились очень давно ещё в ХY веке. В отличие от картин, они стоили очень недорого и поэтому их могли покупать для себя люди небогатые. Эстампы украшали дома.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- на начало

ЮЗАБИЛИТИ (Usability Engineering) - совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности, и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии. (Объектом приложения для software usability является программный продукт. Объектом приложения для web-usability является веб-сайт.) Это научно-прикладная дисциплина, служащая повышению эффективности, продуктивности и удобства использования инструментов деятельности. Usability - это качество использования самого инструмента. Оно выражается в тех и только тех характеристиках орудия, от которых зависит эффективность деятельности.
© Sh-reklama.ru 2018. Сайт под ключ | Обмен трафиком